Путешествие в Золотую Долину, Поднебесные Зубья

Отчет по походу, 3 - 11 сентября 2016

Поднебесные Зубья. Поход за сентябрь 2016.
  • О чем написано: Отчет о походе
  • Место: Золотая долина, Поднебесные зубья, Кузнецкий Алатау, Кемеровская область — Республика Хакасия
  • Дата: 3 — 11 сентября 2016
  • Состав группы: 8 человек из Новосибирска, Новокузнецка, Кемерово и Белово.
Участвуйте в походе в Золотую Долину с нами!
Карта маршрута
Девятидневный поход в Золотую долину через перевалы Караташ и НГПИ, пики Три Грации, Старая крепость, озера Харатас, Круглое, Хунухузух.

Маршрут на Google Maps с отмеченными точками.
День 1
Наш недельный поход на Золотую Долину Кузнецкого Алатау начался со сбора группы на ж/д вокзале Новокузнецка. Люди собрались из Новосибирска, Новокузнецка, Кемерово и Белово.

В 5:31 утра 3 сентября 2016 года мы отправились до станции Лужба в Кемеровской области.

До начала Золотой Долины нам нужно было дойти еще 28 км, чтобы перевалить Караташ и попасть в долину.

На станции нас ждал бортовой Урал, который забрасывает группы к началу маршрута. Заброска позволяет “срезать” 8 км маршрута. В сентябре людей уже мало на Поднебесных Зубьях и попутно с нами в Золотую Долину групп больше я не увидел. По одежде и снаряжению мы готовились к дождю и даже снегу, но Кузнецкий Алатау встретил нас ясным небом.

Первое чаепитие мы устроили на поляне рядом с приютом Снежный Барс. Люди в группе не знали друг друга, поэтомы ты начинали знакомиться за чаем с бутербродами и конфетами с печенюшками.
На первый день у нас запланирован маршрут до приюта Высокогорный и Дьяконовский стан. Группа была разная по физической подготовке, но к вечеру мы вместе преодолели первый участок нашего длинного пути через приюты Снежный барс, Рубановский стан, Куприяновская поляна и переночевали в домике на самом Дьяконовском стане, сходив в баню.
День 2
На этот день мы запланировали добраться до границы Золотой Долины — перевала Караташ. Нам предстоял переход в течение половины дня по лесу и плавный подъем на перевал.

Начался день с трёх-часового перехода по тропе через густой лес, с тропой мы потихоньку набирали высоту и подбирались к перевалу Караташ. Ближе всех приютов к Золотой долине расположен Мазаевский стан, расположенный у ручья Рамазин.
Удачно перебравшись через ручей мы немного отдохнули на скамьях приюта. Пройдя немного дальше, мы устроили обед на хорошо оборудованной площадке, где встретили “коллег” по Золотой Долине, товарищей из Ачинска и Хабаровска. Они поделились планами по разведке, рассказали что идут в Долину первый раз и дальше собираются в Хакасию.

Дальше нас ждал подъем по тропе и курумнику, группа шла по-разному: кто-то легко преодолевал подъем и уходил вперед, кто-то немного сдавал и отставал позади группы. В целом, через несколько часов мы оказались у креста, который стоит рядом с верхней точкой перевала. Через минут 20 мы уже подошли к маленькому каменному городку на верху Караташа.
Было уже около 5 вечера и мы понимали, что лучше остановиться здесь, место выбирали в первую очередь исходя из наличия воды.

На самом перевале было несколько источников воды, но он сильно продувался, поэтому мы остановились чуть ниже, спустившись и подойдя немного ближе к озеру Хунухузух, но оставаясь наверху.
Воду мы планировали брать из таявшего рядом ледника. Площадка была почти ровная, с небольшим уклоном, слегка продуваемая, дров там почти нет. (Правда Рома, он же “Рома-Костёр”, умудрялся находить там хворост — отдельное спасибо ему за это).

Это была первая ночевка с палатками в таком составе группы, но все справились успешно и уже через час мы поставили лагерь. К слову о группе: ребята были из Новокузнецка, Белово, Кемерово и Новосибирска.

Поужинав, мы немного посидели у костра и Серега (он же “Навигатор”) с Коляном тихо в распивали коньяк.
Группа удачно встала в свою первую ночевку на перевале, все друг с другом отлично познакомились и ладили, я понял, что всё идет по плану похода (по маршруту мы даже ушли немного вперед). В эту ночь были небольшие заморозки, но никто сильно не замерз. Золотая Долина встретила нас теплом с распростертыми объятиями.
День 3
Третий день у нас был легкий. По маршруту мы шли с запасом, поэтому у нас было время для прогулки всей группы по перевалу. Поднялся я где то в 6 утра, Коля с Серегой начали фотографировать первые лучи солнца. Начали готовиться завтрак, люди потихоньку просыпались и делились впечатлениями от ночи на перевале: кто-то подмерз (ночью был небольшой минус), кого то слегка продуло, но в целом ночь прошла удачно. После завтрака мы легко собрали палатки и пошли по перевалу, осматривая ближайшие окрестности.
Поначалу поднялись чуть выше (мы пошли к спуску через пер. НГПИ), оставили рюкзаки и в свое удовольствие около часа гуляли, лазили по курумнику, фотографировали поблескивающие от солнца озера и вид с перевала. День был солнечный и настроение у группы было отличное.
Далее был веселый спуск по крутому перевалу НГПИ, поначалу была просто крутая тропа, затем крупные или мелкие камни, потом же началось основное веселье — снежный ледник. Кто-то катился визжа на пятой точкой, кто-то осторожно спускался, боясь упасть. Парни (Рома, Серега и Женя) устроили гонки на снегу.
И вот мы спустились в саму Долину, природа здесь другая, проявлялись красно-золотые краски, нас окружали чудесные разноцветные озёра.
Мы потихоньку пробирались по тропе к нашей запланированной стоянке — озеру Круглое. После спуска с курумника тропа была чудесная: идешь мимо озер и ручьев, засматриваясь на контрастные краски Золотой Долины. К вечеру мы подошли к озеру и разбили лагерь, заметив на другом берегу озера дым от костра, поняли что не одни. Изначально же наша группа была единственная. начинающая маршрут в Долину в начале сентября 2016.
Вечером Рома показывал мастер класс бармена и угостил Серегу (он же Навигатор) своей чудо настойкой, приготовленной тут же у костра. В общем… долго они сидели и выясняли, что же с ними потом происходит)) Шучу))) Что ж все готовились ко сну: кто то поужинав уже брел к палатке, кто-то мылся в холодном озере, кто-то фотографировал прекрасное звездное небо, ну а Рома с Серегой еще выясняли, что выясняли… уже не помню)))
День 4
На этот день у нас была запланирована радиальная прогулка по хребту до пика Три Грации (2137 м.) мимо ряда чудеснейших бирюзово-голубых озер Долины. Поднялись рано утром не все, как все и Романа и Сергея-навигатора удерживала большая сила притяжения вчерашнего божественного напитка, “навигатор” все-таки выбрался наружу и согласился нас сопроводить в этом нелегком подъеме. Ну а Роме составила компанию Настя, которая отказалась забираться вверх по крутому курумнику к тем самым “Грациям”.
Подъем был из разряда типичным “лазаний” на вершины по курумнику с участками снежного склона, группа шла потихоньку, каждый с разной скоростью. Мы поднимались и останавливались, солнце сильно припекало, мы оборачивались на чудесный каскад озер и горных вершин.
Поэтапно мы проходили хребет и нам открывались новые озера. Отдельно хотел бы похвалить Женю, который убежал вскоре впереди всех к “Грациям”, несмотря на свою прихрамывающую ногу.

И все-таки… мы не дошли до Трех Граций, она была совсем рядом, но оценив силы группы, было решено остаться на конечной точке, которую мы назвали “Две с половиной Грации”, что ж… да будет так! А навигатор показывал все-таки высоту в 2100 метров. Какая чудесная была панорама сверху! Нас жарило солнцем и мы были счастливы. Ура!
Мы приметили несколько озер для купания сверху и другим путем начали к ним пробираться по камням и бурелому. Спустившись мы нашли теплое озеро (в сентябре то!) и каждый накупался вдоволь. А сколько черники там было…! Отходя от темы, Поднебесные Зубья в этом сезоне (2016 год) порадовали меня “морем” черники, а именно здесь мы ели её везде.

Дойдя до нашего лагеря мы быстро перекусили и перебрались к базовому лагерю на озере Харатас. Площадка у нас чудесная, от нее полностью видна водная гладь озера, которое безупречно чистое и красивое. Мы расставили палатки, разожгли костер (благо дрова здесь еще есть), ближе к ночи я рассказывал уже о длинных лыжных походах по Поднебесным Зубьям в январе. (Тем, кто остался слушать :D). Спасибо Жене, который подбадривал в тот вечер своими уникальными шутками:)
День 5
Утро пятого дня на озере Харатас выдалось необычайно красивым, сочно-красный рассвет запоминается надолго и не зря же люди просыпаются просто так в 6 часов утра!
И так, сегодня нам предстоял длинный путь на высочайшую точку Золотой Долины и Поднебесных Зубьев — Старую Крепость (2217 м.). Мы постепенно поднимались по Долину и осматривались назад, рассматривая панорамы вершин, по-немногу набирали высоту. Прошли перевалы Козьи ворота и Ложные Козьи ворота, вскоре начав подъем к Крепости “в лоб”, путь наверх оказался для некоторых участников изнурительным. Ну что ж, вот мы и наверху! Старая Крепость представляет собой огромную площадку на высоте более 2200 метров.
Именно поэтому место и имеет такое интересное название. На Крепости много разных точек, откуда стоит любоваться панорамой и наслаждаться единением с горами и природой, поэтому мы разделись по разным точкам, договорившись встретиться через час “у того камня”.

Я удалился к озеру Инь-Ян, оно необычайно красиво сочетает в себе бирюзовый цвет, ледники на своей поверхности и закрывающую озеро каменную стену.
Насидевшись вдоволь, я прошел по западному “краю” крепости и осматривал видневшуюся вдали территорию республики Хакасия (с этой точки очень хорошо видно на далекое расстояние, видны леса, озера, горные хребты). На самой далекой части крепости находится отвесная стена высотой более 200 метров, видок крутой, но опасный!
Я подошел к ребятам, уже ждавшим у камня и узнал о том, что они написали и оставили подробную записку-легенду у отчетного камня. Легенда наша была похожа на героев из саги “Властелин Колец”. Что ж весьма круто)), я кстати там была “Гэндальфом” из-за своей фирменного “посоха”.

Мы начали спускаться со Старой Крепости в сторону озера Инь-Ян, вид на него чудесный как издалека, так и ближе. Озеро считается самым красивейшим из озер Золотой Долины, есть у него какая-то своя “магия”, которая чувствуется, когда ты подходишь ближе, озера Долины манят своим спокойствием и умиротворением.
Ребята успокоились, каждый расслабился, уселся в приятную позу и потихоньку уходил в свои мысли, кто-то же болтал, кто-то фотографировал. Зажгли газовую горелку и быстро вскипятили чай, который особенно вкусный в таких местах.

Осмотрев озеро и пообедав, мы отдохнули и двинулись дальше. В течение пары часов мы проходили по курумники, преодолевали перевал Козьи ворота, солнце уже не так ярко святило и позволяло сделать чудесные снимки золото-красных оттенков долины.
День 6
Обратный путь. Рано утром мы встали на том же озере Харатас и выдвинулись в обратную сторону, тропа мы запланировали длиннее, проходящую в обход озера Хузунухузух.

Начали мы с короткой “радиалочки” круто вверх по каменистому склону с водопадом Идти решились далеко не все — крутой подъем под 45 градусов очень неудобен для подъема, там скользко и с него легко сорваться. Наверху нас ждало прекрасное закрытое и тихое озеро, немного отдохнув и быстро спустились вниз.

Дальше нас ждал долгий и утомительный путь по тропе мимо озер, золотистой листвы и красивого осеннего леса. Я замыкал группу, Серега-навигатор шел вперед, пару раз мы теряли тропу, “садили” рацию, но в целом мы прошли много около 10 км достаточно быстро и интересно.
К концу дня мы долго определялись с местом ночевки, несколько раз перебирая места. Мы подошли вплотную к озеру Хунухузух, возле которого не могли нормальной площадки, чтобы разбить лагерь, пришлось подняться на перевал со стороны озера к месту нашей первой ночевки в палатках.
Несколько участников группы уже изрядно устали и поднимались очень долго, обессилев от дневного маршрута. Уже начало темнеть, когда мы медленно поднялись на нашу площадку. Бегая с фонариками, мы с удовольствием расставили палатки. Рома развел костер, на ужин была сайра с рисом, которая вкуснее всего после тяжелого ходового дня. Все сытно поели и повалились спать. Правда пару раз мешал всем спать Сережа, он же Навигатор, бегая по палаткам в гости, но это уже совсем другая история.
День 7
Мы проснулись на перевале Караташ, границе Золотой Долины и грустно понимали, что основные приключение уже позади. Самые эффектные озера, вершины и закаты мы уже посмотрели. Пора спускаться вниз с перевала. Ночь была теплой, просыпаться было вдвойне приятней, перевал очень хорошо освещается с утра, лучи солнца приятно били в лицо и согревали, времени было достаточно, чтобы потягиваясь приготовить завтрак и собрать палатку. Коля и Серега убежали подальше и фотографировали с разных точек перевала.
Мы не торопясь начали наш спуск, по крупным камням (курумнику) идешь как по ступеням, поэтому со свежими силами спуск мы преодолели очень быстро. Сделали пару эффектных панорамных кадров уходящей группы из Золотой Долины.
На спуске с перевала мы подошли к приюту Мазаевский стан, там взрослый мужчина, отмечающий юбилей, прочитал несколько своих стихотворений. Было приятно отдохнуть около приюта и послушать чьи то рассказы, за несколько дней мы почти не видели людей.

Дальше как всегда: лес, тайга, тропа. Мы шли с переменной скоростью, иногда останавливаясь на отдых. Тропа шла без подъемов и спусков, поэтому мы потихоньку проходили свой путь.Приятный бонус — золотая листва, шуршащая под ногами. Ведь в Золотой Долине ее не было, там отдельная природа и погода, там всё живет еще своими красками уходящего лета. А наша тропа уже радовала падающими листьями, слоем золотистой листвы под ногами и яркими осенними березами. По таким дорогам в чаще леса есть время подумать о своей, когда ты просто перебираешь ноги, чтобы протоптать несколько километров.

В середине дня мы уже были на приюте Дьяконовский стан, где нас ждала баня, первые ребята быстро скинули вещи, побежали париться и прыгать в холодную реку Казыр, контраст всегда приносит массу ощущений, осенняя вода обжигает и охлаждает после парилки. На специальном костровище мы готовили нашу вечернюю гречку с тушеной говядиной и слушали рассказы приютчика об историях местных туристов. Пес Марк (которого взял Сергей) в эту ночь был неспокоен и честно говоря не давал нам спать, но всё же после палаточных лагерей мы легко уснули в теплом доме, чистые и довольные от банных процедур. Осенняя ночь проходила незаметно и первый за всё время похода дождь потихоньку стучал по крыше уютного таёжного домика.
День 8 и 9. Пора прощаться.
Последние два дня мы добирались по Лужбы, сделав ночевку на поляне у приюта Снежный Барс. Последнюю ночь мы разожгли большой финальный костер и много болтали, наслаждаясь последней ночью в золотистой тайге Поднебесных Зубьев.

Вот и всё, утром последнего девятого дня мы дружно встали и потопали к электричке. Наше маленькое путешествия к Золотой Долине заканчивалось…
Другие отчеты
3 - 11 сентября 2016
6 - 12 мая 2017
Походы на Поднебесные Зубья

Полезные советы туристам

Подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе новостей от нашей команде❤️